На главную
Карта сайта
Написать письмо

Ислам: ограниченное разномыслие

Основным свойством ислама как культурного явления следует признать допущение ограниченного разномыслия. Существует строгая догматика и перечень запретов. И не существует запрета на богословский спор, на создание своей партии или мистического ордена. Ислам не знает церкви, а стало быть - и церковной иерархии, бюрократии, инквизиции. Не знает он и церковных соборов, канонизирующих согласное мнение иерархов. Разрешено всё, что не запрещено. Именно это свойство ислама не позволило его сторонникам в конечном итоге стать монолитной религиозно-политической силой, действия которой подчинены единому центру. В исламе такого центра нет. По этому много противоречий, споров, политических интриг, независимых объединений.

Уже сразу после кончины Мухаммада в Медине возникло несколько политических партий. Одну образовали сподвижники пророка, а другую - его родственники. Сподвижники с полным на то основанием утверждали, что в исламе родство по вере значит больше, чем кровное. Следовательно, право на руководство общиной должно принадлежать одному из соратников пророка, который станет его "заместителем" - халифом. А впоследствии - и всякому благочестивому человеку из благородного арабского семейства, руководствующемуся в своих действиях двумя священными книгами - Кораном и Сунной. Сторонники такого мнения назвали себя суннитами. Родственники Мухаммада объединились вокруг его двоюродного брата Али и его жены (дочери пророка) Фатимы. Они образовали "партию Али" (ши'ат 'Али) и стали шиитами. Шииты утверждают, что власть должна передаваться по наследству от одних родственников Фатимы к другим, а правитель общины - имам ("предстоятель") - может иметь мистическое общение с умершими до него имамами и с самим Али.

Ещё одно ведущее политическое направление в исламе вышло из числа сторонников Али, отколовшихся от его войска в битве с сирийцами при Сиффине (657 г.). Они сочли Али, согласившегося на третейский суд по вопросу о власти, недостойным титула халифа и отказались ему подчиняться. Мятежники назвали себя хариджитами ("хаваридж" - буквально "вышедшие"). Они стали утверждать, что главой мусульманской общины может быть любой благочестивый и деятельный мусульманин независимо от происхождения или цвета кожи (хоть бы и африканский раб).

Али сражается с демонами.

Начав с политической распри, сунниты, шииты и хариджиты впоследствии разошлись и мировоззренчески. Сунниты стали опираться на догматику и возникшее из неё мусульманское право. Шииты основали множество мистических учений. А хариджиты явились организаторами нескольких заговоров и крупных восстаний.

Больше всего расхождений и разномыслия возникло среди шиитов. Уже в VIII в. они разделились на почитавших семерых имамов (исмаилиты) и двенадцать имамов (имамиты). И те и другие считали своего имама последним и после его "сокрытия" (смерти или таинственного исчезновения) прочили его на роль Мессии, который придёт судить человечество в Последний день. В отсутствие имама общиной должен править факих ("законовед"), единогласно избранный советом таких же учёных мужей. Исмаилиты разделились затем на хакимитов, мусталитов, низаритов и карматов. Каждая из этих группировок провозглашала своего предводителя истинным имамом и Мессией. Но учения, создаваемые ими, были очень далеки от первоначального ислама… Возьмём хотя бы карматов (названных так по имени своего учителя Хамдана Кармата). Они полагали, что единственной истинной религией человечества является вера Адама, искажённая "тремя лжецами": Моисеем, Иисусом и Мухаммадом. Поклонение Каабе они расценивали как язычество. А потому не преминули во время набега на Мекку в 930 г. выкрасть чёрный камень, предварительно разбив его на две части. С огромным трудом и только через 20 лет после нападения карматов удалось выкупить его у этих разбойников, осевших на Бахрейне. Можно вспомнить и низаритов, которые в 1164 г. объявили об отмене мусульманского закона по причине того, что уже свершилось "великое воскрешение" и настал рай на земле. Низариты принимали гашиш, поэтому им могло привидеться ещё и не такое.

ШИИТСКИЙ МИСТИЦИЗМ

Главными объектами поклонения у шиитов являются Мухаммад, Али, Фатима, их погибшие дети Хасан и Хусейн, а также последовавшие их примеру имамы и мученики. Коран шииты не воспринимают буквально, а ищут в нём символический смысл. Религиозная идея шиизма - идея господства внутреннего и тайного (батин) над внешним и доступным (захир). Шиитский имам таинственно исчезает и до конца дней руководит общиной из места своего сокрытия. Сама его власть является тайной для верующих. Шиитское богословие опирается на умозрение и мистический опыт, шиитами создано множество тайных обществ. Шиитский ислам поощряет экстатические состояния. (Экстаз - крайняя степень восторга, доходящего до исступления.)

Главными объектами поклонения у шиитов являются Мухаммад, Али, Фатима, их погибшие дети Хасан и Хусейн, а также последовавшие их примеру имамы и мученики. Коран шииты не воспринимают буквально, а ищут в нём символический смысл. Религиозная идея шиизма - идея господства внутреннего и тайного (батин) над внешним и доступным (захир). Шиитский имам таинственно исчезает и до конца дней руководит общиной из места своего сокрытия. Сама его власть является тайной для верующих. Шиитское богословие опирается на умозрение и мистический опыт, шиитами создано множество тайных обществ. Шиитский ислам поощряет экстатические состояния. (Экстаз - крайняя степень восторга, доходящего до исступления.)

Благоразумное скрывание веры (такийа) - важнейший шиитский принцип. Поначалу он был и у суннитов: им дозволялось скрывать свою принадлежность к исламу, если их жизни угрожала опасность, а вести войну они по каким-то причинам не могли. Но у шиитов такийа является обязательным требованием. Считается, что если человек не скрывает свою веру, то верует неискренне. Когда шиит находится в компании нешиитов или немусульман, он не должен обнаруживать свою веру и может даже назваться единоверцем собеседников.

Принцип такийа тесно связан с подражанием духовному авторитету (таклид). Скрывая веру, шиит уподобляется сокрытому имаму, который руководит общиной через мистическое общение с самым авторитетным её законоведом - муджтахидом. Наряду с имамами шииты чтят всех пророков и святых, а также родственников Мухаммада (в особенности Хадиджу).

Отношение шиитов к хадисам довольно противоречиво. С одной стороны, они признают те из суннитских хадисов, которые отвечают "условиям достоверности". Главное из этих условий в том, чтобы хадис передавался каким-либо родственником пророка, а лучше всего самим Али. С другой стороны, шииты имеют сборники собственных преданий (ахбар). Наиболее авторитетными из них являются составленные Мухаммадом ибн Йакубом и Мухаммадом ибн Хасаном.

Богословский диспут.

Не меньшим разномыслием отличались споры законоведов. По мере развития правовых представлений они разделились на множество школ (мазхабы), из которых в настоящее время авторитетными считаются только пять - четыре суннитских и одна шиитская. Некоторые мазхабы отстаивали принцип следования традиции (Корану и Сунне). Другие - следование умозрению (в понятие "ар-рай" - "умозрение" входили и логика, и здравый смысл). Первые решали судебные дела на основе поиска аналогий в священных текстах. Вторые пытались разобраться по существу, с привлечением фактов по данному делу и с обращением к его прецедентам. До хрипоты спорили законоведы о каких-нибудь сложных, не поддающихся однозначному решению вопросах. Спорили, ссорились друг с другом и создавали богословские кружки, ставшие предтечами философских школ.

Актуальным для мусульман был вопрос: является ли преступник мусульманином или следует считать его многобожником? Хариджиты настаивали на том, что такой человек должен быть причислен к неверным, Хасан ал-Басри (642-728) - на том, что он лицемер, Васил ибн Ата (умер в 749 г.) - что он мусульманин, но нераскаявшийся грешник. Группировка мурджиитов оставляла его верующим, однако требовала отложить рассмотрение этого вопроса до Страшного суда.

 СПОРЫ ПРАВОВЕРНЫХ

В исламе существовала полемика между богословскими и философскими направлениями по вопросу явного (захир) и скрытого (батин) в Коране и в мироздании. Захириты (самыми яркими представителями этого направления были правоведы школы ханбалитов) утверждали, что слово Корана нужно воспринимать буквально. Верующий человек не должен искать в его тексте тайный смысл, а просто верить, не задаваясь вопросом "как" (принцип "биля кайфа" - "без как"). По убеждению батинитов (к ним относятся суфии и шииты-имамиты), Коран содержит множество скрытых смыслов и толковать его нужно символически. Исмаилиты считают, что и Коран, и мироздание основаны на единстве явного и скрытого, поэтому полнота истины находится в точках пересечения захир и батин.

Во взглядах на предопределение и свободу воли человека законоведы тоже разошлись. По мнению джабритов, человек всегда подчиняется воле Аллаха. Кадариты им возражали: если это так, то следует снять с людей ответственность за их деяния, а Коран не делает этого. Мурджииты же говорили, что Аллах лучше знает.

Реклама: 

Copyright ©