На главную
Карта сайта
Написать письмо

Коран

Коран (от араб. "ал-куран" - первоначально "чтение вслух", "возглашение", впоследствии просто "чтение") - собрание проповедей Абу-л-Касима Мухаммада ибн Абдаллаха, записанных его сподвижниками в аравийских городах Мекка и Медина в период с 610 по 632 г. Мухаммад, объявивший себя пророком ислама, не владел грамотой и не оставил собственноручно написанных сочинений. Однако его проповеди фиксировались на кусках кожи и на пальмовых листьях. После смерти пророка создали комиссию, собиравшую разрозненные записи его слов и сводившую их в один свиток. Возглавлял её секретарь Мухаммада Зейд ибн Сабит. Комиссия работала в течение 22 лет. К 654 г. был составлен максимально полный свод проповедей Мухаммада, а черновые материалы уничтожены.

Прощальная проповедь Мухаммада.

Но комиссия Зейда не знала, как скомпоновать материал, поскольку никто не мог расположить проповеди по хронологии или по тематике. Трудность композиции обусловили два обстоятельства. Прежде всего, никто не помнил, в каком году Мухаммад произносил ту или иную речь (хотя помнили повод к речи). Кроме того, никто, по-видимому, не записывал проповеди целиком. Поэтому на одном и том же куске кожи могли обнаружиться отрывки, логически не связанные друг с другом. Тогда было принято решение располагать проповеди по объёму текста в порядке убывания - от самых длинных к самым коротким. Получилось 113 частей (по-арабски части, или главы, священной книги называются сурами). К ним добавилась поставленная в начале текста молитвенная глава "Ал-Фатиха" ("Открывающая"), являющаяся Символом веры в исламе. Итого 114 сур. Каждая была озаглавлена по ключевому или же по часто повторяющемуся слову проповеди.

Коран - книга не написанная, а произнесённая и рекомендованная для распевного чтения вслух. В составе проповедей Мухаммада - переосмысленные им аравийские, библейские и античные предания, заговоры, предписания правового характера. Объединяет же их идея правильного поклонения единому Богу ("ислам" в буквальном переводе с арабского - "покорность"). Содержание Корана для верующего неотделимо от его формы. А формой является сура, состоящая из отдельных высказываний (аятов), окончания которых зарифмованы. Поэтому в подлиннике Коран воспринимается на слух как стихи, завораживает музыкой своего звучания, легко учится наизусть. Эта формально-эстетическая сторона священной книги мусульман находится в гармонии с содержательно-смысловой стороной. Перед нами не просто публичная речь религиозного лидера, но собрание откровений, ниспосланных Богом через своего пророка. Проповеди Мухаммада - сложное сочетание и взаимопереплетение двух диалогов и монолога. Это монолог Бога, переданный Им через тело и сознание человека, а также двойной диалог Мухаммада: с говорящим его устами Богом и со слушающими его людьми. Первое лицо проповеди постоянно меняется, потому что начинает её Мухаммад, а продолжить от своего имени может лично Бог. Бесконечно меняются на протяжении одной проповеди темы, идеи и образы.

Западный читатель Корана может упрекнуть его составителей в отсутствии логической ясности, связности кусков текста и т. д. Однако данное обстоятельство совершенно не мешает знающему мусульманину уловить все необходимые ему оттенки смысла в этом сложном, многоплановом произведении. В тексте Корана можно выделить немало аспектов философского характера. Однако основным началом этой книги нужно признать не философское, а мироустроительное.

Коран заключает в себе новый образ мира, устанавливая новые границы между частями мира и новые отношения между людьми. Так, в языческих обществах Аравии человека ведёт по жизни жребий или судьба, из-за чего бытие представляется ему нагромождением случайностей. А в Коране судьбе противопоставлена воля Бога Творца, разумно предопределяющего жизнь сущего.

Моисей и Аарон.
Из книги Нишапури
«История пророков».

У язычников было принято возводить каждое племя к своему предку и считать людей происходящими от скал или песка. А в Коране говорится о единстве всех людей, о едином способе их творения и о предке всех народов - Адаме. Племенное предание заменяется общечеловеческой историей, основанной на примерах из Ветхого и Нового Заветов. Аравийские язычники делили своих сородичей на друзей и врагов, затевали бесконечные войны, мстили родственникам за других убитых родственников. В Коране все верующие называются братьями независимо от степени их родства, а граница проводится между мирами верующих и неверующих. Для язычника не существовало понятия о загробной жизни и главным знаком памяти был великий подвиг, прославлявший его род. Мир человека в Коране чётко разделён на две части: жизнь ближайшая (для человека - от рождения до смерти, для человечества - от сотворения до Страшного суда) и будущая (после Страшного суда в вечности). Коран призывает язычника почувствовать себя человеком, а для этого нужно стать верующим и думать о будущей жизни. В Коране ясно выписаны образы Творца, тварного (сотворённого) мира и пророка как посредника между ними.


Copyright © Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла