На главную
Карта сайта
Написать письмо

Космос мусульманина

Вся жизнь человека в исламе соотносится со священным Кораном и как бы находится под его покровом. Ислам - не только религиозные обряды, но и всеобъемлющий свод жизненных правил, определяющий все стороны жизни - от налогов до личной гигиены. Человек рождался под чтение какой-либо суры, получал имя при чтении суры "Ал-Ахзаб". Кричащего младенца успокаивали чтением аятов 35-37 из суры "Семейство Имрана". Дальше ребёнок шёл в школу (мадраса) и учился грамоте по тексту Корана. Сура "Ал-Фатиха" читалась при заключении брака. Судопроизводство проводилось с использованием аналогий из Корана. Талисманами на основе Корана человека лечили и оберегали от беды. Сурой "Йа син" провожали в последний путь, а потом выбивали на надгробии какой-нибудь подходящий аят. Коран был и изображением, и словом, и музыкой, и "застывшей музыкой" (так называют архитектуру). Его изображали, читали про себя, изучали, читали вслух, пели. И космос мусульманина стал подобием космоса одной священной книги. Как уже было сказано, слово "космос" может быть применено в отношении к исламу только весьма условно. Космического измерения жизнь мусульманина не знает. Даже праздники не имеют в его представлении никаких астрономических ассоциаций. Мухаммад многократно клянётся в Коране звёздами и знаками зодиака. Но поступает так лишь для того, чтобы показать: и они тоже творения Божьи и самостоятельной силы собой не представляют.

Вся история делится для мусульманина на два периода: период неведения (джахилийа) и период ислама, который продлится до Судного дня. Время джахилийи - поклонение идолам и потворство своим страстям. Время ислама - блаженная пора возвращения к истинной вере и закону, который был дан ещё праотцу Адаму. Собственная жизнь мусульманина также раскладывается надвое: жизнь ближайшую - от рождения до смерти и жизнь будущую - от воскрешения и далее в бесконечность. Весь окружающий мир тоже подвергнут учёту и классификации. Есть мир ислама (дар ал-ислам), есть мир, подконтрольный исламу (дар ас-сулх), и есть мир, исламу враждебный и достойный войны (дар ал-харб).

Индивид. В классическом исламе нет представления о личности человека, поскольку здесь не является личностью сам Бог. Мусульманин - раб Аллаха ('абд Аллах). Главное качество раба, делающее его угодным хозяину, - терпение (сабр). Арабская пословица гласит: "Кто терпел - тот преуспел, а кто молчал - тот уцелел". Человек должен от начала до конца вытерпеть удел, данный ему Богом, не роптать и не склонять других к бунту.

Но терпение и смирение мусульманина не предполагают самоуничижения. Ему надлежит гордиться предками, заниматься своим делом и радоваться жизни. Кроме того, для ислама недостаточно одной только покорности воле Бога. Необходимо твёрдое намерение (нийа) идти по пути ислама. Оно предусматривает ответственность человека за каждый совершённый поступок.

Телесное (джисмани) и духовное (рухани) в мире мусульманина сосуществуют, а не борются. Богатство разрешается, но при условии, что человек будет помнить о Том, Кто позволил ему иметь это богатство, и не забудет вовремя подать бедняку добровольную милостыню. Причём бедность воспринимается как следствие нездоровья или как наказание за гордыню. К бедняку в исламе нет той особой жалости и уважения, какие существуют в христианстве. Мусульмане ему сочувствуют как несовершенному созданию Аллаха и помогают прежде всего для обеспечения благоприятного будущего собственной души.

Мечеть. Важнейшее место, где проявляется духовная активность мусульманина, - мечеть (от араб. "масджид" - "место поклонения"). Мечети располагались в центре города, посреди базара. Многие первые мечети были перестроены из христианских, иудейских или зороастрийских храмов с согласия этих общин. Современный облик мечети оформился к началу IX в.

Помимо места проведения пятничной молитвы мечеть служила и залом суда, и сберкассой (там хранились сборы в пользу бедных), и школой (в её галереях вели занятия учёные), и клубом, где затевались богословские споры, и местом ночлега для странников. В роли имама или проповедника мог выступать и халиф, и вазир (высший сановник), и даже начальник воинского гарнизона. Мечети были открыты день и ночь, смотрителями в них являлись судьи-кади. В мечетях обязательно предусматривались освещение, ковры и циновки, а также сосуды с водой, дабы приютить странников и напоить жаждущих. Мечети стали прообразами будущих университетов, а их кафедры (минбар), с которых вещали проповедники, - прообразами университетских кафедр.

ДУША У арабов, как и у евреев, есть представление о душе-нафс и душе-рух. Нафс ("дыхание") - это низменная, животная душа, которая отойдёт в землю вместе с телом. Этим же словом называют надгробные памятники и сами могилы. Нафс содержится в теле, и сожжение тела означает её полное уничтожение. А рух ("ветер", "дух") связан с миром горним, нетленным и должен пребывать у Бога. Однако по мере развития ислама идея души-рух осталась актуальной только для суфиев и аскетов. Большинство же мусульман пришли к выводу: поскольку все и так будут воскрешены из земли в Судный день, а потом испытают телесные мучения или наслаждения, то и нечего говорить о каком-то там духе. Так простые мусульмане остались с двумя первоосновами: телом-джисм и душой-нафс, к которым у учёных прибавился ещё рассудок ('акл). Всё богатство человеческой мысли воспринимается как путь к достижению правильного поклонения Аллаху. Если же достигнуто это правильное поклонение, то сами собой придут и милость Аллаха, и ниспосылаемое Им богатство.

Труд и богатство. Христианин должен добывать хлеб в поте лица своего и может рассчитывать только на небольшую помощь от Бога. Скудная трапеза и скудный быт хороши для спасения души. Напротив, благочестивый мусульманин имеет право рассчитывать на такую помощь, которая обеспечит его на всю жизнь без предварительного тяжёлого труда. Мусульманин ищет сокровища, и Аллах посылает их. Али-Баба находит свой Сим-Сим, а современные мусульмане являются обладателями ценнейших подземных кладов (нефть). Не случайно было сказано пророку, что "Господь твой - щедрейший". Мусульмане уповают не столько даже на помощь, сколько именно на щедрость Бога. Одним он подаёт сверх меры, а другим гораздо меньше. Те другие так и остаются ожидающими своей доли. Они воспринимают собственную бедность как отклонение от нормы, а заставить себя больше трудиться им даже не приходит в голову.

Всё богатство в исламе рассматривают как данное, а не взятое. И полагают, что тем больше даёт Аллах, чем правильнее человек поклоняется Ему. Учёные и философы считаются у арабов проводниками в мир благополучия и счастья (са'ада). Великий Ибн Сина (Авиценна; около 980-1037) пишет не о том, как получше укротить свою плоть, а о том, как продлить жизнь и надолго остаться полезным обществу. Он рекомендует диеты и спортивные упражнения.

Думы мусульманина отданы поиску лучшей жизни, а не забвению в запредельном. Они вполне согласуются с повседневными заботами каждого человека. Правда, ислам запрещает излишества, ограничивает наслаждения, проповедует умеренность. Но тем самым он служит продлению жизни отдельного человека и обеспечивает стабильность общества. Так что никакого противопоставления материального и духовного в исламе при всём желании найти не удаётся. Есть, конечно, аскеты, целиком посвятившие себя Богу. Но ислам считает их образ жизни и мысли их же личным делом: каждый осуществляет правильное поклонение по-своему.

СТИХИ ЖАНРА ХАМРИЙАТ

Кубки, наши соколы,
За вином летают;
Лютни, наши луки,
Весело играют.
Наша дичь — газели,
Утренние зори,
А добыча — девушки
С нежностью во взоре.
С пылкими сраженьями
Наши ласки схожи,
И бои ведём мы
На любовном ложе,
Кровь не проливаем,
Без греха воюем,
Утром мы пируем,
Вечером пируем.

Абу Нувас (762—813).
(Перевод М. Кудинова.)

Судьба. Все метания и терзания души мусульманина находят отражение не столько в философии, сколько в поэзии. Здесь и по сей день соперничают друг с другом два основных направления - хамрийат (воспевание вина и веселья) и зухдийат (стихи о бренности сущего и греховности наслаждений). И те и другие поэты озабочены одной проблемой - проблемой смерти и судьбы. Сторонники хамрийат предлагают вернуться к наслаждениям бедуинской эпохи (но не бедуинского быта), призывают жить одним мгновением. А захиды пугают их Судным днём и адскими муками, зачастую прикрывая верой свою органическую неспособность к получению удовольствий. Были среди них и такие, кто в первой половине жизни находился в стане хамрийат, а во второй, беспокоясь о личной загробной судьбе, стал захидом. Примечательна в этой связи арабская пословица: "Раб свободен, когда доволен, а свободный рабствует, когда жаждет". Постоянное, ненасытное желание новых наслаждений превращало мусульманина в раба собственных страстей. А значит, как он прекрасно понимал, отдаляло от заветного, полного дозволенных наслаждений вечного рая. Старение плоти и уход от страстей гарантировали приближение к идеалам праведной, умеренной жизни. Именно поэты напоминали обществу о том, что душа араба никогда не станет благочестивой мусульманкой.

СТИХИ ЖАНРА ЗУХДИЙАТ

Наше время — мгновенье. Шатается дом.
Вся вселенная перевернулась вверх дном.
Трепещи и греховные мысли гони.
На земле наступают последние дни.
Небосвод рассыпается. Рушится твердь.
Распадается жизнь. Воцаряется смерть.
Ты высоко вознёсся, враждуя с судьбой,
Но судьба твоя тенью стоит за тобой.
Ты душой к невозможному рвёшься, спеша,
Но лишь смертные муки познает душа.

Абу-л-Атахия (750—825).
(Перевод М. Курганцева.)

Женщина в исламе. Женщина в исламе чувствует себя гораздо лучше, чем в бедуинскую пору. Практику закапывания в землю новорождённых девочек Мухаммад строжайше запретил. И действительно, общество больше к ней не возвращалось, потому что каждый мужчина хотел иметь по нескольку жён. В мусульманском праве говорится, что женщина находится под защитой своего супруга. Каждая жена должна иметь особое помещение, а её пище и одежде подобает быть не хуже, чем в доме её родителей. Муж отвечает за все расходы, но не может распоряжаться имуществом жены без её доверенности. Важнейшим условием брака является махр - имущество, выделяемое будущим мужем своей жене. Часть махра прилюдно выставляется на брачных торжествах, а часть выплачивается позднее. В случае вдовства или развода по желанию мужа махр служит женщине материальным обеспечением. Мусульманка выходит замуж только за мусульманина, мужчине же в исламе дозволяется взять в жёны иудейку или христианку. Правда, большинство правовых школ требуют, чтобы перед свадьбой она приняла ислам.

Расторгнуть брак может и муж, и жена. Развод в исламе бывает тихим или громким. Отличие весьма существенно: при публичном обвинении в неверности жена теряет свой махр. Но как правило, всё заканчивается тихо. Муж произносит: "Талак" ("Свободна") - и объявляет жене "отпущение". Она забирает свой махр и продолжает находиться на содержании мужа около трёх месяцев, пока они не помирятся или пока она вновь не выйдет замуж. Более сложные случаи развода рассматриваются мусульманским правом отдельно.

Мусульманки имеют право на получение образования. Но зачастую это образование не выходит за рамки школы или даже домашнего воспитания с приглашением учителей. Несмотря на такую печальную традицию, хорошо известны женщины-богословы и филологи, обучавшиеся в знаменитом университете ал-Азхар. А вот привилегию законоведения оставили себе мужчины.

В мусульманском мире женщины прячут лицо и тело под чадрой (араб. "хиджаб" - "покрывало"). В эпоху джахилийи так делали и мужчины, чтобы укрыться в пустыне от песка. Но затем женщина начинает рассматриваться как существо, защищаемое мужем, и чадра являет собой знак её защиты. Она не позволяет женщине стать частью внешнего мира, иллюзорно сохраняя видимость жилища, которое та только что покинула.

Смерть. Но вот мусульманину пришла пора умирать. Всякая смерть совершается с дозволения Аллаха. Бог поручает заботу о покойном ангелу смерти Израилу, а тем временем люди готовят тело к погребению. Мёртвого омывают, заворачивают в саван и с носилок опускают в могилу. Там каждого мусульманина допрашивают грозные ангелы Мункар и Накир. Зная это, могилу делают просторной и ослабляют узлы на саване, чтобы покойный мог сесть при появлении ангелов. Праведных ангелы оставляют в покое до дня воскрешения, грешников же бьют по лицу и по хребту, напоминая о муках, которые уготованы им после Страшного суда в аду. И теперь человек, пребывающий в полной неизвестности, ожидает воскрешения из праха в день, называемый "йаум ал-кийама" - "день восстания". Вот она, жизнь мусульманина, лежащая на ладони у Аллаха.

Ангел Израил.

"О люди! Если вы в сомнении о воскрешении, то ведь Мы создали вас из праха, потом из капли, потом из сгустка крови, потом из куска мяса, имеющего или не имеющего форму, чтобы разъяснить вам. И помещаем в утробах, насколько захотим, до определённого срока. Потом выводим вас младенцем, потом - чтобы вы достигли вашей зрелости… Это потому, что Аллах есть истина, и что Он живит мёртвых, и что Он над всякой вещью мощен, и что час наступит - нет сомнения в том! - и что Аллах воздвигнет тех, кто в могилах" (Коран. Сура 22. "Хаджж", аяты 5-7).


Copyright © Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла