На главную
Карта сайта
Написать письмо

Народный ислам

Ислам родился как индивидуальный мистический опыт одного человека - Мухаммада ибн Абдаллаха. Начинался он с длительной аскезы: в пещере пророк провёл целый месяц. Когда же Мухаммад сделался главой общины, у него стали скапливаться добытые на войне богатства. Он изменил отношение к аскетам и монахам на негативное, полюбил сокровища и женщин. У самого пророка было девять жён. Мусульманам он разрешил иметь четырёх, но при условии, что у мужа достаточно средств, чтобы их содержать. А также при втором условии, о котором многие забывают, - что всех четырёх супруг любит нелицемерно.

Превращение пророка из аскета в любителя жизни было одобрительно воспринято его окружением. И с тех пор в идеалы ислама время от времени вносились коррективы, сближавшие мусульманскую практику с ценностями бедуинского язычества. Первый столп ислама не претерпел никаких изменений. С остальными столпами и заповедями дело обстояло хуже.

Молитва поначалу была 50-кратной, но это число сократилось в десять раз, потому что у верующих из-за беспрестанных молений не оставалось времени заниматься своими делами. Самый тяжкий грех - многобожие. Поэтому с человека, который уверует хотя бы за мгновение до смерти, снимаются почти все остальные грехи, даже грех воровства и прелюбодеяния. На Страшном суде грешник может быть избавлен от страданий в аду, если Мухаммад или его родственники попросят за него перед Аллахом. Мухаммад запретил только употребление вина, а значит, дозволяется пить и пиво, и водку. Арабские мужчины любили во время хаджжа знакомиться с паломницами или с прекрасными мекканками. Для них это было увлекательным авантюрным приключением. Много стихов об этом написал Омар ибн Абу Рабиа (665- 712). Пост в рамадан сперва откладывался только воюющими людьми, а затем возможность перенести пост распространилась и на остальных мусульман. Довольно быстро слово "джихад" стало для самих мусульман отождествляться со словом "газават" - "набег" и получило значение "священная война". Сунну пророка отверг ли шииты и поставили под сомнение хариджиты. Халиф, которому надлежало быть скромным "заместителем пророка", превратился в "наместника Аллаха", "тень Аллаха на земле". Запрет на гадания и предсказания тоже оказался нарушен. Возникло такое явление, как мусульманская магия, а при дворе халифа процветали многочисленные астрологи.

Известно, с какой неприязнью относились все основатели монотеизма к гадателям и магам. Не являлся исключением и Мухаммад, оборонявшийся от обвинений в колдовстве (сихр) и творении заклинаний. Тем не менее магия в исламе возникла и к концу XIII в. представляла собой особую практику, негласно благословлённую духовными авторитетами общин.

Таким образом, все установления ислама, за исключением шахады, были в той или иной степени подправлены действительностью. Возникла типичная ситуация "двоеверия". Суть его в том, что человеческая природа мешает осуществлению любого идеального замысла. Там, где человек хочет идти намеченным путём во что бы то ни стало, зарождается фанатизм. Он ведёт к истреблению множества людей, вина которых состоит просто в том, что они люди. Таково средневековое христианство, таков и новоарабский ваххабизм (см. статью "Фундаментализм" в томе "Общество", часть 1). Там же, где учение начинает согласовываться с потребностями и природой человека, оно становится гибким и получает возможность выжить в изменяющемся мире. Гибкость ислама не допустила инквизиции, а его жизнелюбие стало основой для богатства и процветания мусульманских государств.

Мусульманская магия

Исследователи мусульманской магии (араб. "илм алгайб" - "тайное знание") Е. А. и М. Е. Резван выделяют три её вида: ономатомантия (толкование букв, слов и имён Корана); рапсодомантия (толкование значения самого текста); тамима (использование сур Корана в качестве талисманов). В первых двух случаях задачей магической процедуры является выделение смысла, который может служить для человека предзнаменованием (фа'л). Талисманы работают сами по себе, независимо от умения человека прочесть нанесённый на них текст.

Лицо, совершающее магическое действие, должно находиться в состоянии ритуальной чистоты. Лучшим днём недели для магии считается пятница. Магическое действие требует повторения до трёх - семи раз. При совершении такого действия аят или сура зачитываются вслух (следует повернуться лицом к Мекке) или записываются. Для записи использовались самые разные материалы: бумага, шёлк, кусок одежды девочки, серебро, золото, кости верблюда, лошадиная шкура, часть погребального савана. А вместо чернил применялись мускус, шафран, розовая вода, яблочный или виноградный сок и даже кровь удода.

Для того чтобы узнать, "что на сердце у любимой", мужчине следовало в ночь на понедельник записать кровью удода на ладони аят 41 из суры 4 и потом положить эту руку на грудь спящей женщины. После этого она должна начать говорить всё без утайки.

Чтобы найти спрятанную или потерянную вещь, надлежало целиком записать на куске бумаги суру 26 и аяты 72-73 из суры 2, привязать бумагу на шею белого петуха с двумя гребешками и пустить его по комнате. Как полагали, он остановится на месте, где находится искомый предмет.

Существовали огромные перечни сур и отдельных аятов, используемых как обереги от болезней и ночных кошмаров, нанесения порчи, для привлечения возлюбленной, обнаружения сокровищ и даже "для чудесного увеличения количества масла в бурдюке". Нередко эти суры помещались в магические квадраты вместе с набором неких магических цифр. Создавались специальные гадательные таблицы, где слова, буквы и цифры были систематизированы, а их сочетание давало определённый смысл. Гадали и иначе. На игральные кости наносили четыре буквы алфавита. Бросив кости, определяли трёхбуквенное сочетание, служившее ключом к результату гадания: каждая комбинация букв связана с каким-нибудь созвездием или персонажем Корана. Наконец, самое простое гадание - по тексту Корана (позднее гадали уже и по сборникам стихов). Называешь суру и аят (или страницу и строку), открываешь книгу - и вот оно, твоё счастье!

Суры Корана в качестве оберега наносились на оружие и одежду воинов. До нас дошли боевые топоры, щиты, панцири, мечи и сабли, кинжалы, шлемы, конские доспехи, буквально испещрённые строками священной книги. Существовали даже рубахиталисманы, поддевавшиеся под кольчугу как "одеяние богобоязненности". Их поверхность целиком была покрыта письменами и магическими квадратами, в которых помещались четыре буквы или чётные цифры.

Известны и специальные рукописи Корана, восьмиугольные по форме, крепившиеся к боевым знамёнам. Обычные свитки Корана также являлись объектами магических ритуалов. Для их хранения заказывали специальные сундуки, часто напоминавшие формой мечеть или мавзолей. С другой стороны, были самым тщательным образом разработаны правила погребения ветхих копий Корана. Их следовало хоронить так же, как мусульман: сперва омыть, затем завернуть в саван (которым служила чистая ткань), а потом закопать так, чтобы могилу не попирали ногами люди и чтобы листов не касалась грязь.

В. Емельянов


Copyright ©