На главную
Карта сайта
Написать письмо

Пространство и время

Пространство и время Корана не совпадают с библейскими. Все события священной истории ислама происходят в непосредственной близости от Мекки либо в ней самой. Здесь воспроизводится архаическая модель отождествления истории мироздания с историей родного города. В Мекке Адам строит первый в мире храм - Каабу. Там же после потопа её восстанавливает Ибрахим. Семейство Ибрахима находит воду в мекканском колодце Замзам. Мы не знаем, где проповедовал Иса, где жили Нух и Йусуф. Коран весьма туманно ориентируется в землях за пределами Аравии. Слушатель проповедей Мухаммада должен был представлять себе историю человечества как цепь одинаково важных для всех людей событий, происходящих на одной и той же территории. После Страшного суда жизнь перемещается в иное пространство. Одна его часть напоминает утраченные первым человеком сады Эдема, а другая - это стократ ухудшенная копия Аравийской пустыни.

Время Корана столь же абсолютно. События, происходившие от сотворения мира до первой проповеди Мухаммада, относятся к бесконечно-прошлому времени ('азал). Время после Страшного суда понимается как бесконечно-будущее (абад). В категорию настоящего (ал-ан) входит период от пришествия Мухаммада до Страшного суда. Аналогичным образом время структурировано и в жизни человека. Оно состоит из жизни его предков (которая теперь понимается не как родовая, а как общечеловеческая история), его собственной жизни в этом мире (хайат ад-дунйа - "ближайшая жизнь") и вечной жизни, которую он обретёт после Страшного суда (хайат ал-ахира - "жизнь последующая"). Время от смерти человека до его воскрешения специально не обозначено. Коран лишь говорит, что человек будет оживлён так же, как небесная вода оживляет засохшее растение или как поднимается из земли упавшее зерно. По-видимому, в этот промежуток времени человек не будет находиться в сознании, а жизнь души вне телесной жизни Корану неизвестна.
Реклама: 

Copyright ©