На главную
Карта сайта
Написать письмо

Сунна

Сунна (араб. "обычай", "практика", "предание", "закон") - зафиксированные на письме поступки и высказывания пророка, а также выраженное им молчаливое одобрение слов или поступков других людей. Сунна - второй после Корана источник мусульманской традиции и права. Её составляют рассказы (хадисы), которые сперва передавались устно, а в VIII-IX вв. были записаны и сведены в сборники. Существует шесть признаваемых суннитским исламом сборников хадисов. Самым авторитетным из них является "Ас-Сахих" ("Достоверный сборник") Абу Абдаллаха ал-Бухари (810-870). Каждый хадис состоит из двух частей: иснад (буквально "опора") - цепочка передатчиков информации и матн - собственно текст предания.

Хадисы Сунны делятся на четыре группы. Исторические рассказывают о событиях из жизни пророка. В пророческих хадисах Мухаммад предсказывает различные политические события и связанные с ними бедствия. Священные хадисы ценятся особо, поскольку в них устами пророка говорит сам Бог. Ещё в одной группе хадисов Мухаммад перечисляет достоинства арабских племён (они так и называются - "хадисы о достоинствах"). В целом Сунна предназначена для того, чтобы мусульмане уподоблялись пророку и в образе жизни, и в своих словах. Её можно сравнить с еврейским Талмудом. Типичный иснад выглядит следующим образом: "Рассказал такой-то со слов такого-то, а он услыхал от такого-то, которому пророк говорил..." (далее идёт матн).

Пока были живы соратники Мухаммада достоверность собираемых преданий ни у кого не вызывала сомнения. Но через сто лет стали появляться новые хадисы. Тогда возникла специальная богословская дисциплина, занимавшаяся проверкой их достоверности, подвергая критике надёжность иснадов. Эти исследования заложили основу появившейся впоследствии арабской филологии. Собиратели и критики хадисов - мухаддисы выполняли роль идеологов ислама. Многие из них основали собственные правоведческие школы.

Толкования Корана

Коран содержит немало тёмных мест и противоречий, которые необходимо было растолковать, дабы правильно следовать его заповедям. Прежде всего, Мухаммад называет ниспосланное ему откровение несотворённым Писанием, хранящимся на небесах в виде перламутровых скрижалей. Тогда получается, что Коран совечен Богу и является вторым Богом. Но это невозможно, поскольку ислам не допускает многобожия. Далее, большое число высказываний фактически и по смыслу противоречат друг другу. В одних случаях иудеи и христиане называются "людьми Писания" и столь же верующими, как мусульмане. В других - только мусульмане считаются правоверными. В третьих - истинной вере мусульман и христиан противопоставляется неверие иудеев и многобожников. Говоря о Христе, пророк в одном месте Корана называет его погибшим, а в другом - чудесно спасшимся от смерти и взятым на небо живым (подобно библейскому Илии).

Историкам наших дней понятно, что многие противоречия Корана объясняются ситуативным характером высказываний Мухаммада. Они менялись в связи с изменением политической ситуации в Аравии. Но для современников пророка это было отнюдь не очевидно, поскольку их мышление оперировало не историческими, а религиозными категориями. Они обнаружили в священном тексте так много неясностей, что возникла целая наука о толковании Корана (тафсир). А в учёных кругах мусульманского мира велись многочисленные споры по вопросам интерпретации отдельных его строк. Однако всё это происходило уже за пределами аравийского мира.

Реклама: 

Copyright © Белти — универсальные коммуникации
Интернет агентство полного цикла